Президент Татарстана Рустам Минниханов принял участие в совместном заседании коллегии Минстроя России и комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда». Заседание прошло в Москве под председательством заместителя Председателя Правительства России Марата Хуснуллина. В работе также приняли участие помощник Президента России, секретарь Государственного Совета Игорь Левитин, министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
Напомним, что Рустам Минниханов возглавляет комиссию Государственного Совета по строительству, ЖКХ и городской среде.
Рустам Минниханов отметил, что в прошлом году был подробно рассмотрен проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ России. Все регионы приняли участие в данной работе и направили свои предложения, основная часть из которых была учтена при ее доработке. В целом, проект Стратегии поддерживается и предлагается вынести на рассмотрение Президиума Госсовета РФ.
Далее приводим текст выступления Президента Татарстана:
Мы провели огромную работу при поддержке Президента России Владимира Владимировича Путина, Правительства страны, штаба во главе с Маратом Шакирзяновичем и Министерства строительства и ЖКХ России по исполнению решений по итогам заседания президиума Госсовета РФ в 2019 году.
В первую очередь это переход на эскроу-счета по долевому строительству, что позволило обезопасить средства наших граждан. Сегодня в стране почти 80% жилья строится по правилам эскроу. Кроме того, в рамках решения проблемы обманутых дольщиков был создан соответствующий фонд. Благодаря этому планомерно снижается напряженность в данном вопросе и вводятся проблемные дома. Принята программа по льготной ипотеке, которая позволила поддержать строительную отрасль в период пандемии. В её рамках в России выдано 693 тыс. ипотечных кредитов на сумму 2,1 трлн рублей. Также принят очень важный закон о комплексном развитии территорий, который позволяет более эффективно использовать потенциал внутригородских пространств и существующей инфраструктуры. Так, в Татарстане определен ряд первоочередных территорий под комплексную застройку, что позволит дополнительно ввести 2,5 млн кв. м. нового жилья.
Данные и другие меры позволили уже по итогам прошлого года ввести рекордный объем жилья в стране – 92,6 млн кв. м. Татарстан впервые преодолел рубеж в 3 млн кв. м.
Для дальнейшей работы по достижению поставленной Президентом страны цели по вводу 120 млн кв. м. жилья ежегодно к 2030 году в Стратегии необходимо сделать акцент на ряде вопросах. Один из них - обеспечение спроса на новое жилье. В Стратегии одним из ключевых мероприятий по данному вопросу является программа льготной ипотеки, которая будет распространятся только на отдельные категории граждан. В тоже время других реальных инструментов стимулирования спроса на жилье проектом Стратегии пока не предусмотрено. В связи с чем предлагается продлить действие программы до 2024 года для всех категорий граждан, сохранив процентную ставку в размере 7% годовых, а также рассмотреть возможность увеличения сумму кредита с 3 до 6 млн рублей. Кроме того, предлагаем включить в программу льготной ипотеки покупку индивидуального жилья. Это тоже позволит сдержать рост цен на первичном рынке.
В целом мы поддерживаем мероприятия по развитию дополнительных финансовых механизмов по приобретению жилья. При этом их следует более детально проработать и конкретно расписать.
В настоящее время идет масштабное освоение новых территорий под жилищное и промышленное строительство. Только в Казанской агломерации предусмотрено возведение 10 млн кв.м. жилья до 2030 года. Под эти площадки необходимо создавать инженерную инфраструктуру. Мы благодарны Президенту страны, Правительству за внедрение инструментов, благодаря которым возможно привлечение финансирования на данные цели.
В тоже время есть вопросы по обеспечению возврата кредитных средств. Сегодня законодательством предусмотрена возможность получения платы за техприсоединение только от застройщиков, уже реализующих проекты, без учета последующих этапов развития территории. Необходимо предусмотреть возможность строительства объектов коммунальной инфраструктуры за счет платы за подключение с учетом запаса мощности на весь цикл планируемой застройки.
Не менее важный фактор – развитие ЖКХ. В целях повышения эффективности управления жилищным фондом назрела необходимость разрешить органам местного самоуправления брать в управление многоквартирные дома. Предлагаю предусмотреть в законодательстве новый способ управления МКД через муниципальные унитарные предприятия. Такая возможность должна быть, мы с этим сталкиваемся.
В целях контроля за управлением многоквартирным жильем мы уже не первый год лицензируем управляющие компании. Однако часть домов, находящиеся в управлении ТСЖ и ЖСК, в этот список не входят. Поэтому квалификационные требования должны распространяться и на этих руководителей.
Требуется принять безотлагательные меры по предотвращению взрывов бытового газа в многоквартирных домах. В целях безопасной эксплуатации обязанность по техническому обслуживанию единого комплекса газового оборудования и дымоходного хозяйства следует возложить на газораспределительные организации. Зачастую причина взрывов - нарушение вентиляции. Для решения проблемы предлагаем в квартирах с газовым оборудованием предусмотреть обязательную установку на всех окнах приточных клапанов.
Одна из крупных и социально-значимых программ в сфере жилищного хозяйства - программа капремонта. Здесь необходимо обратить внимание на комплексность выполнения работ. Для этого нужно законодательно закрепить за субъектами возможность включения в региональные программы дополнительных работ, в т.ч. по ремонту имущества не являющегося общедомовым.
Корректировки требует и механизм отбора подрядных организаций. С целью вовлечения в процесс капремонта организаций, занимающихся эксплуатацией жилья, а также для повышения качества ремонта и ответственности по гарантийным обязательствам, необходимо вернуться к порядку отбора подрядных организаций, который был предусмотрен ранее. Он отлично работал, у нас появилась целая компетенция. Изменения никаких положительных сдвигов не дали.
Следует также обратить внимание на финансовую устойчивость региональных операторов. Платежи населения в случае неполной оплаты должны распределяться пропорционально на все виды услуг.
Возникают вопросы, связанные с капремонтом и содержанием домов, которые являются объектами культурного наследия. Они есть в каждом регионе. Накопленных собственниками помещений взносов недостаточно для проведения капремонта в связи с высокой стоимостью выполнения работ. Предлагается пересмотреть требования к охранным обязательствам по отношению к домам, имеющим признаки объектов культурного наследия, и расценки по их капитальному ремонту приравнять к единому стандарту.
За последние годы проведена большая работа по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Это был первый шаг к повышению энергоэффективности жилищного фонда. Сейчас необходимо стимулировать граждан и предприятия к экономии ресурсов. В вопросах энергосбережения необходимо активнее использовать успешный опыт работы Фонда содействия реформированию ЖКХ. В Стратегии я также предлагаю сделать на этом акцент.
Что касается коммунального хозяйства. Механизм инвестиционных программ коммунальных организаций используется не в полной мере в связи с заявительным характером их утверждения. Следует внедрить нормы, которые будут стимулировать и обязывать коммунальные организации утверждать инвестиционные программы, а также механизмы контроля за их исполнением.
Практика строительства и реконструкции объектов в сфере водоснабжения и водоотведения показала, что при существующих тарифах эксплуатация этих объектов убыточна. Например, фактические затраты на услуги водоотведения в населенных пунктах, где осуществлено строительство очистных сооружений, могут превышать учтенные в тарифе затраты до 3 раз. Необходимо предусмотреть дополнительные меры поддержки эксплуатирующих организаций.
За 3 года работы новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами в этой сфере также назрела необходимость корректировки законодательства. Регионы сталкиваются с судебными решениями по отмене региональных нормативов накопления ТКО. При подобных решениях регион вынужден заново пересматривать нормативы, что занимает один календарный год. В этот период часть предприятий, образующих отходы, имеют возможность не оплачивать данную услугу. Необходимо на федеральном уровне утвердить временные нормативы, которые регионы могли бы применять на период пересмотра отмененных судами нормативов.
Я перечислил малую часть предложений регионов по нормативному регулированию отраслей строительства и ЖКХ. Обобщенные предложения направлены в Минстрой России для рассмотрения и учета.
В ходе общения с представителями СМИ Рустам Минниханов заявил об эффективности работы комиссии Госсовета по вопросам строительства. «Решения, которые были одобрены Президентом России в 2019 году, дали свои позитивные результаты. Но сегодня перед нами стоят новые вызовы. Мы детально проработали Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ, учтены предложения всех регионов. Самое главное - в данной Стратегии большой блок отведён вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Это очень больная и нужная тема. У нас есть полное понимание с Правительством, Парламент нас поддерживает. Уверены, что Президент страны одобрит наши инициативы и будет хорошая совместная работа», - подчеркнул Рустам Минниханов.